Лаборатория Быстрова
Наверняка многие помнят, как в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» сотрудники уважаемой научной организации насмерть бились за место под крышей для своего четырехколесного друга. За время, прошедшее с тех пор, изменилось лишь одно обстоятельство: следуя пророчеству классиков, автомобиль из роскоши давно превратился в средство передвижения такой вещи как Лаборатория Быстрова
Сегодня местом жительства для подавляющего числа автомобилей стали петербургские улицы. Вот лишь несколько цифр. За последнее десятилетие автопарк города вырос в три раза. Каждый четвертый петербуржец имеет собственное средство передвижения. Ежегодно парк легковушек прирастает на 20%. Как рассказывают в ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей», в городе насчитывается 1 миллион 300 тысяч одних легковых автомобилей. Все они обеспечены парковочными местами различного вида ровно наполовину. По мнению же директора центра Андрея Подобеда, в идеале таких мест необходимо ровно вдвое больше имеющегося числа машин — то есть 2 миллиона 600 тысяч. Цифра не взята с потолка: у водителя должна быть возможность хранить автомобиль в относительно безопасных условиях не только ночью, но и днем, возле своего рабочего места.
На самом деле не надо объяснять, к чему приводит хранение автомобиля под окнами. И если кража или угон остается личным делом нерадивого владельца, то забитые машинами дворы и улицы уже становятся большой проблемой для жилищно-коммунальных служб. За примерами не нужно далеко ходить: нынешняя зима с ее снегопадами остается достаточно убедительным аргументом. Дело доходило до того, что в некоторых районах специально создавались бригады ГИБДД, работавшие вместе со «Спецтрансом» на ниве уборки не только снега, но и брошенной техники.
Летом ситуация не намного лучше — в сезон на улицы выходят больше автомобилей. Стихийно припаркованные, они существенно затрудняют дорожное движение. А ведь из-за заторов на улицах ежегодный ущерб, причиняемый хозяйственному комплексу города и его жителям, оценивается в миллиарды рублей, что составляет существенную часть валового регионального продукта. Одним из решений вопроса в Центре видят организацию на улицах платных парковок. Несколько примеров такого опыта здесь уже имеются. Напомним, что Центр не однажды выступал с этой инициативой. В первый раз распоряжение главы администрации города было отменено в судебном порядке, как противоречащее Конституции. Вторую попытку, сделанную минувшим летом, постигла та же участь: протест внесла прокуратура Петербурга, усмотревшая в существовании платных парковок ущемление гражданских прав водителей.
Если же говорить о площадях, специально приспособленных для хранения автомобилей, надо отметить, что подавляющее их большинство используется при этом крайне нерационально. Взять хотя бы коллективные стоянки, протянувшиеся на километры вдоль линий железных дорог. Между прочим, площадь одного такого гаражного бокса составляет в среднем 20 квадратных метров. Если учесть, что в подобных гаражах постоянно «живут» 285 тысяч машин, то суммарная площадь, занимаемая ими, будет выражаться в цифре, поистине циклопической. Есть над чем задуматься... В частности, целесообразно ли подобным нерациональным образом использовать городскую территорию вширь, в то время как весь мир давно уже строит многоэтажные и подземные паркинги.