Вежливый отказ Гуси-Лебеди
Настоящий музыкант не может взять и заставить себя не играть (не петь, не сочинять…). Потому что музыка сама рано или поздно через него прорвется. История «Вежливого отказа» – тому доказательство. После самороспуска группы в 2003 году Роман Суслов уехал в деревню, занимался фермерством, разведением племенных лошадей и слышать не хотел ни о каких концертах, а тем более новых песнях. И всё-таки спустя несколько лет коллектив удалось вытянуть на сцену ради единичных выступлений, потом вышел концертный DVD, постепенно родилась и была обкатана новая программа, которая в итоге оформилась в виде записи на диске. Что ж, «возвращение» получилось более чем достойным – материал хорош, зрел и уверен в себе. К счастью, «Вежливый отказ» не стал кардинально менять стиль – это всё тот же изощренный и «закрученный» авант-рок. Но звучание стало более драйвовым, мощным и даже злым – как и само исполнение, сам смысловой «посыл».
Выйдя из «подполья», Суслов словно заново оценил несовершенство этого мира и решил его то ли высмеять, то ли отразить в эдаком кривом зеркале. С яростным пионерским задором, под треск открывающего диск малого барабана, отправляется он в путь. И даже крепкого словца порой не чурается («Мурка»)! Хотя, Боже упаси, никакого протеста или призывов, да и песенные тексты (на сей раз большинство их принадлежит Суслову), по большому счету, у «ВО» особой роли играют. Но сама моторика, энергия музыкального развития настраивают на постоянное движение, развертывание, неизбывное стремление к кульминации (которой, впрочем, может и не быть). Один мотив цепляется за другой, соло трубы перекрещивается с аккордами фортепиано, в басу появляется новый рифф, ускоряется темп, и вот уже несется птица-тройка (лебедь-гусь) неведомо куда. Косвенным образом принцип постоянного движения и отражается в названиях/содержании композиций: «Марш», «Дорожная», «Бурятская морская»…
Впрочем, есть и традиционные для «Отказа» моменты рефлексии, самосозерцания, странной задумчивости («Блюз», «Этюд»), но и отрешенные размышленья могут перерасти в полномасштабный инструментальный «хор» («Перевод»). Усиление звучания за счет вошедшего в состав скрипача Сергея Рыженко, активного участия трубы (Андрей Соловьев) и уплотнения ритм-секции дает иногда эффект почти хард-рокового саунда: неслучайно одна из композиций названа «LZ», то есть «Led Zeppelin», хотя сходство здесь скорее фактурно-ритмическое – ну захотелось «Отказу» поиграться с унисонами и синкопированными риффами. Отдельное слово надо сказать о работе пианиста (и композитора) Павла Карманова, на партиях которого держится вся музыкальная фактура.
Такие партии, право слово, что пальцы оближешь, а еще их наверняка пришлось долго разучивать, ибо сложно, с наскоку не сыграешь. Собственно, сыгранность, выверенность, если хотите выдрюченность, но при этом необычайная естественность, живость и уже упомянутый драйв и есть главная отличительная черта, непревзойденное достоинство альбома. Да, у «ВО» всегда было много полиритмии и «страшных» аккордов, но в «Гусях-Лебедях» эта продуманность, отрефлексированность отходит на второй план, уступая место непосредственности и яркости исполнения. Чувствуется, что сыграно всё было вместе и «вживую», пусть и в студии после долгих репетиций. Одним словом, камбэк получился убедительным. Теперь дело – за продолжением!