Кто такой Андрей Семенович
Часто задаю себе вопрос, почему, когда начинает играть знакомая, красивая мелодия и сразу рядом с собственной обыденностью, возникает нечто, отличное от повседневности. И светятся тогда будни красками доселе неведомыми, волны чувств разрывают круг привычного существования и приоткрывают занавесу ушедших лет.
|
Тогда из прошлого, вспоминаются дорогие моей памяти образы людей впервые познакомивших меня с прекрасным, чарующим миром музыки. Одним из них, был наш сосед по тем временам Андрей, обладатель аккордеона Вельтмейстер, служивший после войны на территории Германии, откуда и привез он этот замечательный инструмент. На майские праздники, если позволяла погода, выходил он во двор, присаживался на скамью и лились тогда по всей улице красивые вальсы, фокстроты, танго.
Танго было самым модным, танцевать его как следует, никто не умел, но слушали со вниманием и с неподдельным восхищением.
Концерт достигал апогея, когда появлялся его приятель, один из лучших баянистов Александр Иванович. Начиналось, как бы состязание музыкантов, количество слушателей возрастало, музыканты старались показать свое мастерство и играли с большим вдохновением. Потом, уже порядком уставшие, играли они вместе, на «два голоса» -- баян и аккордеон, надо было видеть, как внимали им, все пришедшие на этот необыкновенный, импровизированный концерт. Мелодии исполнялись с каким-то особенным «шиком», самозабвенно, пальцы буквально летали по кнопкам и клавишам извлекая прекрасные, чарующие звуки…, сейчас я понимаю, что это было скорей всего, определенное самовыражение, но и стремление вложить в музыку частицу самого себя. Андрей Семенович, нот не знал, но как говорят, «слухач» был непревзойденный, любую мелодию услышанную им по радио или с пластинок тут же воспроизводил на слух, он мог варьировать, допуская собственные весьма удачные импровизации. Носителями звуковой информации для массового слушателя тогда были только радиоточки и патефоны, потом в конце пятидесятых годов их начали вытеснять радиолы. Посредством тяжелых, неказистых по нынешнему времени черных дисков – пластинок на одной стороне которых умещалось чуть более трех минут записи доносилась до слушателей музыка, но этих трех минут порой хватало, что бы сказать людям столько, столько пишут нынче не во всякой толстой книжке.
Сегодня все старое, и старомодную музыку, в том числе принято называть одним словом «ретро». Это не совсем точное, размытое понятие обобщает несовместимые подчас явления исходя из их временной принадлежности. Ведь перемены в социально –психологической сфере привели к тому, что нынче большинство людей воспринимают «ретро» как наивную «цветочно – лепестковую» музыку, которая никогда уже не будет вызывать тех ярких переживаний, какие вызывала когда – то она у современников, а сейчас в лучшем случае лишь снисходительность. Вот почему в современном восприятии многих не устраивает кажущаяся «экзотичность». Думается, что этот, не совсем верный стереотип далек от реального положения вещей. Сегодня, когда радио и телеэфир, заполнены низкопробными песенками, с примитивным музыкальным сопровождением, в виде простого двухтактного ритма и слабыми в художественном отношении, а подчас и пошлыми текстами, то между мелодиями прошлых лет и сегодняшними явлениями массовой музыкальной «культуры» -- дистанция огромного размера. Вот и выплескивается на слушателя подобная низкопробная продукция весьма далекая от совершенства, а тем более от понятия как искусство. Наверное, было бы неверным излишне идеализировать в этом случае и музыку «ретро», ведь были и песни стоящие на службе правящего тогда режима, кроме них существовало во все времена изрядное количество проходной, однодневной музыки, которая недолго оставалась популярной. Изготовленная на встречу к изменчивым вкусам, потакавшая сиюминутным настроениям и потребностям она не оставила следов и канула в вечность. Подобная участь, скорее всего, ждет и современных авторов кроивших себе скорую популярность и легковесную славу. Всерьез эти поделки никто никогда не воспринимал. Люди даже если умом не понимали, то сердцем всегда неизменно чувствовали, какая музыка достойна подлинного признания та, что воспевала красоту и истинную высоту неподдельных чувств, общечеловеческих ценностей, и перед которой неподвластно время.
|