Рецензия на клип | Biffy Clyro — Victory Over The Sun (2013)
Иногда смотреть за борящимися за что-то людьми бывает очень забавно. Если вы, конечно, стоите в стороне, а не сами шагаете в строю. Еще забавнее наблюдать за тем, как человечки объявляют войну чему-то вечному и абстрактному — например, Злу. В Средневековье объявленные Крестовые походы должны были:
1) Официальная версия: освободить Святую Землю от неверных;
2) По факту: дать возможность громадному, но в большинстве своем нищему рыцарскому сословию обогатиться за счет иноземцев (чтобы, не дай бог, не подняли восстание против своих сюзеренов).
Вот так, спрятав цели сугубо прагматические под маской высокой духовности, наклеив на них сомнительно выглядящий, но все же яркий и блистательный ярлык «Благая Цель» (тм), наши забралистые друзья пошли, что называется, искоренять ЗЛО. Что за зло, почему оно зло, да и правда ли оно зло — об этих вопросах вояки как-то не задумывались (зачем рушить идеальную, выгодную схему).
Вы спросите, как эта небольшая историческая справка вяжется с новым клипом шотландских музыкантов Biffy Clyro. Ответим — прямо. В тексте песни Victory over the sun (альбом Opposites, 2013 год) воинственно настроенные альтернативщики прямо объявляют войну неким абстрактным врагам. Настрой у песни мало сказать — боевой, чему особенно способствует разноплановость ритма и риффов в куплетах и припевах; в каком-то смысле он прямо-таки сподвигает слушателя: подними свою задницу со стула! мир так велик! встань! борись!
Пытаясь разобраться в том, кто и что так насолил шотландской группе, мы тщательно изучили и текст композиции, и визуальный ряд. Первым долгом напрашивается религия: почти все участники клипа нет-нет да и помусолят висящие у каждого на шее деревянные четки. Но религия ли?
Клип начинается как обыкновенная запись со схода клуба анонимных: мы видим совершенно разных людей, сидящих в кружке и внимательно слушающих фронтмена Biffy Clyro Саймона Нила, проникновенно вещающего о единстве и взаимной ответственности под мягкий перебор электрогитары (и сразу виден ляпсус: на видео он держит гитару акустическую).Там же мелькают строки про непонятного для нас врага. Далее ритм становится более рваным, подводя в итоге к агитационно-лозунговому припеву (под жирный звук гитар, разумеется): «We can change the world!!» Звучит, конечно, более чем убедительно.
В процессе видеоряда мы еще увидим горящий дом с выгибающимся на фоне полуголым телом Саймона Нила, молодую пару, символизирующую, видимо, начало новой жизни, и как кульминацию — трясущихся то ли в эпилептическом, то ли в припадке откровения людей (тех самых, из кружка анонимных кого-то с четками на шеях).
Victory over the sun можно было бы рассматривать как своеобразный гимн юношескому максимализму, когда хочется бороться против всего и вся, да вот только на вид уже как минимум тридцатилетний Саймон на юношу никак не тянет. А для воплощения зрелой, взрослой мысли позиция его остается слишком размытой. Кого он подразумевал под образом солнца? Каких таких врагов? Зачем,зачем нужно против них бороться? Загадка.
После внимательного прослушивания песни (сейчас самое время вспомнить наше пространное вступление про крестоносцев) хотелось бы задать исполнителям два вопроса: против чего бороться-то? и, что самое главное, — за какие цели?
|