Темное очарование Deine Lakaien
Скажу вам по секрету: о группе Deine Lakaien я впервые услышала лишь в связи с их приездом в Москву 18 июня сего года. Каким образом могло получиться так, что я ничего не знала об этой очень интересной немецкой группе, история которой началась еще в далеком 1985 году, я ума не приложу. Тем не менее, лучше поздно, чем никогда – я счастлива, что мне удалось посетить концерт группы в клубе Б2 и наконец-то познакомиться с их творчеством. Поистине, оно того стоит!
Между прочим, я почти уверена, что добрая половина публики, пришедшей на концерт Deine Lakaien, побывала и на недавнем московском шоу Lacrimosa. Странно, однако – в музыкальном плане у этих коллективов не так уж много общего, по крайней мере сейчас, а публика одна… Но это так, к слову.
Для таких же неосведомленных, какой была и я, приведу краткую историческую справку, и да простят меня те, кому давно уже известно все о Deine Lakaien.
Итак, в 1985 году Эрнст Хорн, профессиональный классический пианист, ударник и дирижер из Мюнхена разместил объявление в газете о поиске "вокалиста, которому бы нравилось экспериментировать". Таким образом он познакомился с Александром Вельяновым, который приехал в Мюнхен из Берлина учиться кино и театральному искусству (Александр Вельянов родился не в России, как думают некоторые, а в Македонии). Вельянов и Хорн стали дуэтом Deine Lakaien. В 1986 на собственные деньги музыканты выпустили дебютный альбом. Пока запись пробивала себе путь на независимую клубную сцену, сами музыканты работали над другими проектами. В 1990-м дуэт Deine Lakaien привлек внимание лэйбла Gymnastic Records. Заручившись контрактом, дуэт создал второй альбом, принятый с большим энтузиазмом. Основным стилем Deine Lakaien принято считать darkwave, но встречаются такие определения, как synth-pop и noise-pop. Звучание Deine Lakaien отнюдь не только электронное – еще со времени своего первого тура они начали использовать в своих композициях скрипку и электрогитару. Дискография дуэта насчитывает одиннадцать релизов, включая концертные альбомы; последний альбом на данный момент – “April Skies” (2005). В создании "April Skies" принимали участие следующие музыканты: Дойтунг (виолончель), Иви Леон (скрипка, бэк-вокал), Шарифа (скрипка, бэк-вокал) и Роберт Вилькокс (гитара, клавишные).
Ну а теперь перейдем собственно к московскому концерту.
Выход Deine Lakaien был запланирован в 21:00, а до этого предполагался двухчасовой диджейский сет DJ Hellen. Зачем это было сделано – сказать, честно говоря, затрудняюсь. Если предполагалось превратить это в что-то вроде готической дискотеки (ибо подавляющее большинство публики, как уже было упомянуто, составляли готы), то затея не удалась. Танцевали очень немногие, да и то не с начала сета, а минут за двадцать до начала концерта. В 19:00 (начало диджейского сета) зал еще был практически пуст, но по мере приближения времени выхода Deine Lakaien народу становилось вые больше и больше. Я очень порадовалась, что сразу встала в первый ряд, прямо у сцены, потому что после 21 часа я бы туда уже вряд ли пробилась. В это время народ уже стоял плотной стеной и громко звал музыкантов, творчество которых им, по-видимому, было очень хорошо известно.
Deine Lakaien немецкая пунктуальность, в отличие от Lacrimosa, подвела – на сцену музыканты вышли только около 21:30. Сначала появились инструменталисты – виолончелист, гитарист, скрипачка и пианист – сам Эрнст Хорн. Из-за кулис зазвучал чарующий бархатный голос Александра Вельянова. Сам он достаточно долго не появлялся на сцене, а в зале в это время раздавались восторженные крики вроде «Александр Вельянов, мы тебя любим!», «Мы ждали вас пять лет!» и другие в том же духе. Видимо, Вельянов у нас все-таки самый любимый музыкант Deine Lakaien. Он, конечно, прекрасный вокалист и очень харизматичный человек, но мой взгляд чаще останавливался на другом музыканте. Чтобы кто-то играл неклассическую музыку так, как играл Эрнст Хорн, я еще не слышала – по крайней мере, вживую. Во-первых, он в основном играл не на синтезаторе, а на настоящем пианино! А во-вторых, он делал это просто великолепно – мощно, технично, нежно, проникновенно… Это надо было слышать. Даже как-то стало странно, что ему уделяют не так много внимания, как Вельянову.
Стоит еще сказать несколько слов о качестве звука. Наверное, во многом благодаря специфическому набору инструментов в группе, он был хорошим: не оглушающее громким, достаточно сбалансированным и в общем вполне комфортным.
Публика громко скандировала тексты песен, пела вместе с вокалистом, признавалась ему в любви на разных языках: можно было расслышать и «I love you», и «Je t’aime», и «Ich liebe dich» (причем последнее прокричал какой-то парень позади меня)… Музыканты играли так здорово, так слаженно и красиво, что подпевать начала даже я, несмотря на свое весьма поверхностное знакомство с творчеством Deine Lakaien. Люди на сцене ощущали эту мощную энергетику публики, и возвращали ее в зал. Вельянов то и дело подходил к самому краю сцены, давая поклонникам возможность подержать себя за руку или, хотя бы, за рукав пиджака… Охранник как-то попытался отодвинуть толпу от сцены, но куда уж там! Буквально через минуту все вернулись на свои места, а охраннику оставалось лишь смотреть на все это безобразие из-за кулис, и в его глазах отражалась явная тревога за целость и сохранность «Черного Принца». К счастью, все обошлось - Вельянова подергали чуть-чуть и отпустили.
После запланированных двух бисов музыканты покинули сцену, но не тут-то было: наша публика просто так хороших музыкантов не отпустит! Пришлось Deine Lakaien вернуться обратно. «Ну что, в Германию вас с собой взять, что ли?» - в шутку поинтересовался Вельянов. В ответ ему из публики раздались крики «Stay here! Russia is a beautiful country!». На бис (уже третий по счету) прозвучала, если не ошибаюсь, композиция «Overpaid», и Вельянов долго-долго повторял ту самую навязчивую фразу «…influence my will…», а публика вторила ему… Но все хорошее когда-нибудь кончается. Подошел к концу и концерт Deine Lakaien. После того, как музыканты покинули сцену, позади меня кто-то с восхищением сказал: «Вот это был концерт!». Не могу не согласиться. Это был Концерт – пусть не идеальный, потому что идеальных практически не бывает, но все-таки поистине великолепный!
|