Toshinori Kondo IMA Taihen
Прежде чем написать об этом редком и интересном альбоме, нужно представить его автора — Тошинори Кондо. Композитор и музыкант родился в Японии в 1948 году, с 12 лет на чал учиться игре на трубе, позднее, в годы учебы в университете стал играть в различных небольших студенческих коллективах.
Профессиональная музыкальная карьера Кондо началась в 1971 году, а первый альбом вышел в 1975-м. Ранние работы музыканта, по форме, скорее, можно отнести к би-бопу и хард-бопу и одновременно их сложно назвать выдающимися. Чуть позднее были не самые удачные фриджазовые записи, и только с начала восьмидесятых начал формироваться яркий и запоминающийся собственный стиль. Этому послужили разносторонние эксперименты по сочетанию джаза, фанка, рока, фьюжена, авангарда и чего-то сложно уловимого, видимо, заимствованного из японских музыкальных традиций. При этом все это от альбома к альбому сочеталось в настолько разном виде и разных пропорциях, что альбомы часто совершенно не походили друг на друга. Со временем для Кондо стало почти традиционным использование электротрубы вместо трубы обычной и использование на записях и концертах большого спектра электронных эффектов и сложных обработок. За счет всего этого жанровый разброс альбомов очень велик, к тому же в дискографии музыканта, если сложить все как сольные, так и совместные проекты, количество записей на настоящий момент уверенно переваливает за сотню. По наблюдениям, в записях прослеживается такая закономерность — чем больше на альбоме сольной работы Кондо, тем альбом более интересен и выразителен, а вот записи с различными коллективами в качестве сессионного музыканта очень разнятся по уровню музыкального материала — единственное, что на них заведомо присутствует, — узнаваемое и запоминающееся звучание трубы. Альбом «Taihen», ставший в данном случае предметом нашего интереса, был записан Тошинори Кондо и его коллективом IMA (International Music Activities) в Токио, в феврале– марте 1984 года. Если попробовать определить жанр альбома, это вызовет некоторые затруднения. По сути, это, конечно, авангардный джаз, но одновременно на записи можно услышать и фанк, рок и что-то, отсылающее к эйсид-джазу, а иногда даже и к панку. Одновременно запись пропитана отголосками традиционной японской музыки, поэтому однозначно классифицировать альбом нет никакой возможности. Да и в этом нет никакого явного смысла — намного важнее, что сам альбом исключительно яркий, динамичный, запоминающийся с первых нот. При прослушивании музыка удивляет и постоянно держит в некотором напряжении — угадать, что и как будет звучать через минуту, весьма затруднительно, хотя на записи нет непредсказуемых «рваных» фриджазовых импровизаций, наоборот, все построено вполне логично. В целом, альбом воспринимается как что-то совершенно ни на что не похожее, но он интересен далеко не только своими «чудачествами», а именно музыкой — слушать пластинку хочется точно не один раз. Так же, как с точки зрения просто прослушивания, так и с точки зрения тестирования виниловых трактов альбом интересен не только непростым для воспроизведения музыкальным материалом, но и качеством записи. В моем случае пластинка — первый промо-пресс, и звучит она просто отменно. Динамика очень высокая практически во всем диапазоне, одновременное сочетание различных тембров и частот, звуков натуральных и звуков совершенно электронных, голосов как в чистом виде, так и с глубокой обработкой и эффектами может явно продемонстрировать, каков же потенциал тракта и в чем его сильные и слабые стороны. Не меньше удивляют великолепная проработка и нюансировка планов сцены и почти безграничное ощущение воздуха. Таким образом, при прослушивании можно одновременно и изучать возможности тракта, и просто получать удовольствие от музыки, если, конечно, тракт способен все это передать.
|